5 известных мифов о мозге, которые выдают за правду

12
1. Мы используем только 10 процентов нашего мозга. Это звучит так убедительно — точное число, повторяемое в течение столетия, означающее, что у нас есть огромные резервы неиспользованных умственных способностей. Но предположительно неиспользованные 90 процентов мозга — это не рудиментарный аппендикс. Эволюционно было бы бессмысленно носить с собой лишнюю мозговую ткань. Эксперименты с использованием сканирования ПЭТ или МРТ показывают, что большая часть мозга задействована даже во время простых заданий, и повреждение даже небольшого фрагмента мозга может иметь серьезные последствия для сенсорного восприятия, движения или эмоций. Правда, у нас есть запасы мозга. Вскрытия показывают, что у многих людей есть физические признаки болезни Альцгеймера (такие, как амилоидные бляшки среди нейронов) в их мозге, даже если они не были повреждены. По-видимому, мы можем потерять часть мозговой ткани и все еще функционировать довольно хорошо. И люди получают более высокий балл на тестах IQ, если они высоко мотивированы, предполагая, что мы не всегда тренируем свой ум на 100%. 2. «Вспышки воспоминаний» точны, детальны и настойчивы У всех нас есть воспоминания, которые кажутся такими же яркими и точными, как снимок, обычно какого-то шокирующего, драматического события. Люди точно помнят, где они были что они делали, с кем они были, что видели или слышали. Но несколько хитрых экспериментов проверили память людей сразу после трагедии и снова спустя несколько месяцев или лет. Испытуемые уверенны в том, что их воспоминания точны, и говорят, что воспоминания о вспышках более яркие, чем другие воспоминания. Они могут быть яркими, но воспоминания со временем разрушаются. Люди забывают важные детали и добавляют неверные, не зная, что они воссоздают запутанную сцену в своих умах вместо того, чтобы вызывать идеальное фотографическое воспроизведение. 3. После 40 (или 50, 60 или 70) все идет под уклон. 5 известных мифов о мозге, которые выдают за правду. Новости о работе человеческого мозга очень часто появляются в сети Это правда, некоторые когнитивные навыки снижаются, когда вы становитесь старше. Дети лучше изучают новые языки, чем взрослые, и никогда не играйте в игру на концентрацию с 10-летним, если вы не готовы быть униженными. Молодые люди быстрее, чем пожилые, судят, являются ли два объекта одинаковыми или разными; им легче запоминать список случайных слов, и они быстрее считают. Но множество умственных способностей улучшается с возрастом. Например, словарный запас — пожилые люди знают больше слов и понимают тонкие языковые различия. Учитывая биографическую зарисовку незнакомца, они лучшие разбираются в характере. Они набирают больше баллов на тестах социальной мудрости, например, как урегулировать конфликт. И люди со временем все лучше и лучше регулируют свои эмоции и находят смысл в своей жизни. 4. У нас есть пять чувств Конечно, зрение, обоняние, слух, вкус и осязание — самые важные. Но у нас есть много других способов восприятия мира и нашего места в нем. Проприоцепция — это ощущение того, как расположены наши тела. Ноцицепция — это чувство боли. У нас также есть чувство равновесия — внутреннее ухо соответствует этому чувству, как глаз — зрению, а также ощущение температуры тела, ускорения и времени. Кстати, вы видели карту вкуса языка, диаграмму, показывающую, что разные регионы чувствительны к соленым, сладким, кислым или горьким вкусам? Тоже миф. 5. Мы видим мир таким, какой он есть Мы не пассивные получатели внешней информации, которая проникает в наш мозг через наши органы чувств. Вместо этого мы активно ищем шаблоны, превращаем неоднозначные сцены в те, которые соответствуют нашим ожиданиям (это ваза, это лицо), и полностью упускаем детали, которые нам не нужны или не ожидаются. В одном известном психологическом эксперименте зрителей попросили посчитать, сколько раз команда людей пропускает баскетбольный мяч, не замечая, что парень в костюме гориллы бродит среди игроков. У нас ограниченная способность обращать внимание (поэтому говорить по мобильному телефону во время вождения может быть столь же опасным, как вождение в нетрезвом виде), и множество предубеждений относительно того, что мы ожидаем или хотим видеть. Наше восприятие мира — это не просто «снизу вверх» — построение объективных наблюдений, логически связанных друг с другом. Это «сверху вниз», движимое ожиданиями и интерпретациями.