Секреты утонувших подлодок: тайны и загадки, о которых умолчали военные

34

Пропавшие подводные лодки — одно из самых загадочных происшествий, которые случаются с человеческими изобретениями. Дело в том, что с остальной техникой, такой как корабли, самолёты и автомобили, чаще всего ясно, что произошло.

Если это какая-то страшная авария — уже через месяц или два она будет досконально исследована и в кратчайшие сроки будет установлено, кто же был виновен в случившемся.

Но с подлодками всё совершенно по-другому. Чаще всего они пропадают очень загадочно и таинственно. Причём так, что у людей не остаются даже шанса исследовать причины её аварии. Она просто, к примеру, перестаёт в один момент выходить на связь и больше её никогда не увидят.

Сегодня я расскажу вам несколько подобных таинственных историй пропажи субмарин.

«Трешер»

Это была атомная подводная лодка, которая в начале 60-х годов была флагманом подводного флота ВМС США. Они гордились ей, как одной из самых передовых субмарин того времени. В переводе с английского «Трешер» означает «Морская лиса (один из видов акул)». Дело в том, что её округлый нос чем-то напоминал этого морского хищника.

Подлодка Трешер была предназначена, в первую очередь, для поиска и уничтожения вражеских субмарин. На испытания она прекрасно справлялась с поставленной задачей.

Но после того, как Трешер была выпущена с завода, с ней начало происходить неладное. Всего за первый год эксплуатации на подлодке было найдено более 800 недочётов и проблемных мест. Так что первая атомная подводная лодка, поначалу, большую часть времени проводила не в гавани, а на заводском стапеле.

В 1963 году, когда все были учтены и исправлены все найденные недочёты, подводная лодка Трешер опять спустилась на воду. Командование ВМС США поставило задачу перед экипажем лодки провести тестовое погружение на максимальную глубину. Командование операцией доверили капитан-лейтенанту Джону Уэсли Харвею.

9 апреля подлодка Трешер выплыла из гавани для проведения погружения. Оно должно было стать не только тестом на соответствия заявленным характеристикам из завода, но и демонстрацией силы и мощи подводного военного флота США.

Перед тем, как подлодка прибыла в нужное место, она совершила несколько пробных погружения на глубину до 300 метров. Основной же целью было погружения на 2400 метров. Это существенно превышало все глубины, на которые ранее опускались американские подводные лодки.

В 10:48 экипаже подлодки Трешер заявил о готовности выполнить манёвр глубоководного погружения. Тогда командный центр дал добро, и лодка нырнула под воду. В течение 10 минут всё проходило хорошо. Радиосвязь между подводной лодкой и центром поддерживалась стабильно. Ни о каких проблемах сообщено не было.

Но в 11:02 в центр управления был доставлен странный сигнал: «Угол изменён, возможны проблемы».

В 11:04 пришло сообщение: «Ложная тревога. Погружение идёт по плану».

Но уже в 11:07 в командный центр пришло последнее сообщение с подлодки Трешер: «Не ищите нас. Мы пропали».

С тех пор было проведено немало операций, задача которых была найти останки подводной лодки на дне океана. Но все попытки оказались тщетными.

«Дакар»

В 1965 году у флота Великобритании было куплено Израилем 3 субмарины: «Левиафан», «Дельфин» и «Дакар». Именно о последней из этих подлодок и пойдёт сегодня речь. Правительство объединённого королевства решилось на такой шаг из-за того, что после войны они остро нуждались в денежных средствах. Подводные лодки, которые они продали Израилю, были старого образца и не представляли для самой Великобритании никакой угрозы в дальнейшем.

«Дакар» был последней подлодкой, которая должна была прибыть в Хайфу. Изначально была названа дата прибытия в Израильский порт 29 января. Однако, после прохождения большей части пути израильскому экипажу подлодки стало ясно, что они могут прибыть в Хайфу на день раньше положенного срока. Они сообщили об этом в центр командования, но получили отказ на запрос изменения графика. Подлодка получила команду прибыть ровно в положенное время.

Экипаж подводной лодки решил сделать небольшой крюк, чтобы увеличить время путешествия. Это решения оказалось фатальным. С тех пор, как субмарина отклонилась от курса, никто больше не получал от неё известий.

4 февраля было официально объявлено о пропаже подводной лодки «Дакар». Но организованные поисковые операции не нашил даже её следа. До сих пор остаётся загадкой, что же случилось с субмариной.

«Скорпион»

60-е годы прошлого века стали настоящей трагедией для подводных лодок по всему миру. Кроме таинственно пропавших субмарин Трешер у США и Дакар у Израиля, в 1968 году загадочным образом исчезла ещё одна подводная лодка. Страной-жертвой на этот раз опять выступили Соединённые Штаты.

Такая частота таинственных исчезновений субмарин в те годы была связанна, скорее всего, с относительно молодостью технологии изготовления подводного боевого транспорта. Если наводные корабли были основным видом межконтинентального транспорта уже несколько тысячелетий, то подлодки начали изготавливать лишь в начале XX века.

В декабре 1959 года на воду была спущена современная подводная лодка производства ВМС США. На то время она была одной из самых современных субмарин во всём флоте.

Но не успела она прослужить и 10 лет на благо своего правительства, как в мае 1968 года таинственно погибла вместе со всем экипажем. Случилось это во время обычного тренировочного плавания 22 мая. Как обычно, экипаж подлодки составлял 99 человек.

Тренировка началась ровно в 9:00. Во время заплыва подлодка постоянно находилась на связи с командованием и передавала сигналы о своём состоянии, а также местоположении. Однако в 9:37 она передала руководителям запись небольшого взрыва. После чего подлодка на связь больше не выходила. Уже через час стало ясно, что «Скорпион» пошёл ко дну.

Тогда ВМС США затребовало привлечь к ответственности Советский Союз, так как мотивы сбивать американские подводные лодки были только у них. Командование СССР упорно отрицала свою причастность к случившемуся и, чтобы доказать свою правоту, советское руководство решило рассекретить текущее положение своих субмарин. В США были поражены таким шагом от их заклятого врага, однако больше они не обвиняли СССР в этом происшествии.

Никто больше не имел собственных подводных лодок в Атлантическом океане. Так что даже в наше время так и остаётся неизвестным, что же за взрыв командование услышало на записи? Что именно повлекло за собой гибель подлодки вместе с экипажем в 99 человек?

«К-219»

История спасения мира от сильнейшего атомного взрыва. В октябре 1986 года атомная подводная лодка «К-219» совершала свой последний рейс прежде, чем навсегда уйти на покой и уступить своё место её более современным собратьям. Но, по иронии судьбы, именно он и стал роковым.

3 октября, в водах Атлантического океана, на субмарине «К-219» произошёл серьёзный взрыв — разорвалась одна из 16 ракет. Она сразу же унесла жизнь нескольких членов экипажа. Но это не худшее, что могло ждать мир в этот день. Взрыв этой ракеты мог запустить цепную реакцию и тогда практически одновременно детонировали бы все остальные 15 ракет. Это повлекло бы за собой незамедлительную реакцию от ядерного реактора. В таком случае произошла бы катастрофа, которая бы, по своему смертоносному влиянию, была сильнее Чернобыля в 5 раз.

Экипаж понимал, что не может допустить подобного. Для того, чтобы остановить работу реактора, нужно было опустить вручную компенсирующие решётки. Температура возле него была около 80 градусов по Цельсию, так что человек, входя в комнату без специального защитного костюма, уже через несколько секунд мог потерять сознание.

Изначально за дело взялся капитан и успешно опустил 3 из 4-х решёток. Но для последней у него не хватило сил, и он упал без сознания. Тогда матрос Сергей Преминин вызвался доделать начатое и сказал остальным, чтобы те забирали капитана и уходили с подлодки.

Сергей успешно опустил 4-ую решетку, но из-за давления, которое постоянно поднималось в реакторе, он не смог выбраться обратно и поплыть вслед за остальным экипажем. Именно так обычный матрос спас нас от катастрофы планетарного масштаба. В 1997 году матрос Преминин был посмертно награждён званием Герой России.